Подготовка к ЦТ

 Работа с текстом

  (1)Проснувшись и взглянув в окно, П. И. Чайковский был поражен светом и ослепительной белизной. (2)Ясный морозный денек! (3)Чувства композитора затрепетали, будто струны. (4)Снегопад. (5)День как гнездышко: весь пуховый, мягкий, свежий. (6) Серо-белое небо, пушистый, непримятый снег на земле,  крупные снежные хлопья в воздухе. (7)Снега намело почти до крыш. (8)Тихо,  мягко, бело. (9)Великолепный пейзаж!

    (10)И вдруг, прерывая царящую вокруг тишину, слышатся едва уловимые звуки музыки композитора, наполняя сердце очарованием. (11) Усиливается снегопад, усиливаются аккорды. (12)Услышав раз, никогда не забудешь их. (13)Эти звуки смягчают душу, оживляют сердце, вдохновляют любовь. (14)Хочется наслаждаться этими звуками вечно.

— Действительно ли это текст? Докажите.

Задания: 1. Найдите среди предложений  5-7  предложение, которое связано с предыдущим  посредством  лексического повтора. Запишите его номер.

2.Найдите в 10-м предложении слово, в котором происходит оглушение. Запишите это слово в той форме ,в которой оно употреблено  в тексте.

3. Найдите в предложениях 5-7  страдательное причастие прошедшего времени. Запишите его.

4. Найдите среди предложений 11-14 предложение с деепричастным оборотом.

5. Укажите лексические признаки, которые соответствуют слову, выделенному в 5-м предложении:

а) антоним – твёрдый                      б) употреблено в значении  «снисходительный, не суровый»

в) общеупотребительное;                           г) многозначное    д) синоним – ласковый

6. Укажите, какие характеристики соответствуют данному тексту:

а) публицистический стиль;   б) жанр речи – повествование с элементами описания;   

 в) художественный стиль речи;  г) сфера применения текста  данного  стиля – в художественной литературе;  д) задача речи – объяснить особенности зимней погоды.


Тренировочный тест

  1. Запятые ставятся на месте всех пропусков в предложениях:

1)                 Гвоздичное дерево на редкость  капризно__и требовательно к температуре__и влажности.

2)                 Я знал на Севере крестьян и гостеприимных__и приветливых__и чутких к чужому горю__и это знакомство доставляло мне большую радость.

3)                 За воротцами Проша свернула на дорогу, ведущую к правлению__и__с  интересом поглядывая по сторонам, пошёл за ней.

4)             Звуки музыки долетали из раскрытого окна__то нежно касаясь души__то поднимая со дна её печальные образы__и хотелось слушать эту мелодию снова и снова.

5)             Летом улучшает самочувствие__и поднимает настоение и настроение__и радостное пение птиц__и густой запах черёмухи__и алая заря.

  1. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

1)     Приёмщик объяснил, что телеграфные сообщения в азиатскую часть империи расцениваются по двойной таксе и показал прейскурант.

2)     Ему стали объяснять, что не хватает мест и что количество пассажирских поездов до Москвы сокращено из-за военных перевозок.

3)     На Таймыре свирепствуют многомесячные морозы и господствует длительная полярная ночь при необыкновенно сухом воздухе.

4)     Сползала ночная пелена с широкой после разлива Двины да проступали из мглы очертания Успенского собора.

5)     Из этих рассуждений следует, что если рабоче-крестьянская старушка переходит улицу, то ей надо помочь.

  1. Укажите предложения с правильным пунктуационным оформлением чужой речи:

1)      – А ты, Митька, трус! – сказала гордая и бесстрашная девочка: - Дерёшься только с теми, кто тебя слабей!

2)      «Дружок, а домой тебя разве не хочется?» - говорю я ему.

3)      Ласковая океанская волна уже плеснула в сердце Остапа, и на вопрос Балаганова о делах он ответил, что: «всё хорошо».

4)      «Что наспех делается, - утверждал Саади, - недолго длится».

5)      Кедрин повернулся к затухающей и вздохнул: «Не греет не ветру».

  1. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

1)Портрет этот __ будто бы был написан итальянским художником, жившим в то время в Одессе.

2) Капитан увидел__как деревья на берегу испуганно к земле__и поспешил на мостик.

3)На сибирской земле есть много особенностей__как в природе__так и в людских нравах.

4) Трофимов вошёл в комнату мягко__как кошка__и остановился у окна.

5) С древнейших времён торф используется __как удобрение.

5. Определите, ставится ли запятая перед как, и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. Вечерние облака были__как пластины литого золота.

Б. Скрип колёс по завьюженным кручам показался певучим__как голос скрипки.

В. Слышно__как редкие капли дождя срываются с козырька над входом.

Г. В книге излагается общее учение о сознании__как о высшей, специфически человеческой форме психики.

1.Запятая ставится, потому что конструкция с как является частью составного именного сказуемого.

2.Запятая ставится, потому что  оборот со словом как характеризует предмет или лицо с одной стороны или слово как имеет значение «в качестве».

3. Запятая ставится, потому что слово как присоединяет обстоятельство – сравнительный оборот.

4. Запятая ставится, потому что слово как присоединяет придаточную часть в сложноподчинённом предложении.

5. Запятая ставится, потому что слово как  присоединяет приложение со значением причины.

6.Установите соответствие между предложениями и их характеристикой:

А. Читатель, постарайся меня понять.

Б. Бронзовый всадник, летящий на неподвижном скакуне.

В. Нет уже на дачах никого.

Г. В его жизнь вошло что-то новое, необычное.

1. Двусоставное.

2. Определённо-личное.

3.Неопределённо-личное.

4.Безличное.

5. Назывное.

7. Определите синтаксическую функцию инфинитива.

А. Мы зашли поужинать в кафе и там встретили Люсю.

Б. Рассмотреть другой берег в таком тумане мы не могли.

В. Выступить на международном форуме русистов было большой честью для меня.

Г.К началу сеанса я опоздал, и мне предложили сесть на любое  свободное место.

1. Подлежащее.

2. Сказуемое или часть сказуемого.

3. Определение.

4. Дополнение.

5.Обстоятельство.

 

 

 

 

 

8.Пишется ь на месте всех пропусков в рядах:

1)      побереч…ся, этот пейзаж…;

2)      тон..ше мизин..чика;

3)      на восем..сот втором километре, ударить наотмаш..;

4)      шест..десят, для ваших партнёрш..;

5)      любиш.. роскош… .

9.Буква с на месте пропуска пишется в словах:

1)      ис..тереть;  2)ра..жечь;  3)уз..кий;  4) пес..имист;  5)..бить с ног.

10.Пишется и на месте пропусков в словах:

1)пр..соединиться к партии;             4) пр..следовать врага;

2)пр..высить полномочия;                 5) пр..подавать историю.

3) пр..пудрить нос;

11. Пишется о на месте пропуска в словах:

1) копч..ности;                     4) молодож..ны;

2) кирпич..м;                         50 обж..ра.

3) боч..нок;

12. Пишется а на месте пропуска в словах:

1) мем..риал;                            4)возл..гал надежды;

2)ук..зать;                                5) раст..ргать.

3)заг..ревший;

13. Пишется и на месте всех пропусков в рядах:

1) засв..стеть, ут..шение в горе;                           4)мел..оратор ,ц..кличность;

2) наб..раться опыта, меж..нститутский;            5) без..свестный, нат..реть сыр.

3) пож..леть, узколиц..й;

14. Пишется и на месте всех пропусков в рядах:

1) о проруб.., карандаш..к;

2)на цветущ..й акаци..;

3)за летящ..м шаром, денёч..к;

4) в этом произведен.., о подземель..;

5) на этой площад.., отдыхаю в санатори.. .

15. Пишется е на месте всех пропусков в рядах:

1)  хорошо дыш..тся, он хваста..тся;     4)высмотр..ть, он бре..тся;

2)мы надде..мся, завис..мый;                  5) отжима..мый, высуш..нный.

3)протанц..вать, подмораж..вать;

16. Пишется не раздельно во всех случаях в рядах:

1)отнюдь (неблизкое расстояние; класс (не)проветрен дежурным;

2) (не)засыпающий малыш; (не0привычная, но завораживающая музыка;

3)(не)радостный, а печальный вид; (не)фарфоровый сервиз;

4) абсолютно (не)широкий проём; (не)умеющий плавать мальчик;

5) (не)долюбливать кого-либо; (не)допев песню.

 17. Укажите номера пропусков, где пишется ни:

   Куда бы и с какой целью (1)н.. ехал Андрей, он (2)н.. разу (3) н.. забыл ручку и записную книжку, потому что, как настоящий журналист, он  (4)н.. мог (5) н.. писать.

18. Пишутся через дефис слова:

1) (полу)экипаж;                                   4) (русско)немецкий;

2) разделить (по)братски;                     50 (круто)лобый.

3) (пол)зала;

19. Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях:

1) (Не)смоторя на свою слепоту, Пётр отлично чувствовал природу.

2)Отец вместе с нами вышел (на)встречу гостям.

3) Малыши сидели (на)корточках и разглядывали жука.

4)Мы почти не разговаривали (в)продолжение всего пути.

5)Он пока ещё мало что умеет делать, (за)то он очень способный.

Комментариев нет: