Методическая копилка


русский язык 10 класс.
Цели урока:  актуализация, расширение и закрепление знаний уча­щихся о правописании суффиксов имен прилагательных и наречий; 
совер­шенствование правописных умений и навыков учащихся;
 развитие умений анализировать и систематизировать полученные знания.
Оборудование: учебник , карточки, лингвистическая задача.
Этапы урока

I.  Ориентировочно-мотивационный этап

1.    Проверка домашнего задания.
А. Работа в парах. Лингвистическая задача «Собери прича­стие».
1.   В данном предложении найти зависимое слово в именном словосочетании «прилаг. + сущ.» и взять корень: Водяной дедуш­кахозяин вод.
2.   В данном предложении найти зависимое слово в именном словосочетании «прилаг. + сущ.» и взять корень: Из сточных озер вытекают реки.
3.   От существительного лесозаготовка взять соединительную морфему.
4.   Из словосочетания умный человек выделить в зависимом сло­ве суффикс.
5.    Добавить окончание прилагательного: Твой деньбо­лезненный и страстный, твой сонпророчески-неясный (Ф. Тютчев).
6.     Составить с полученным словом словосочетание.
7.     С данным словосочетанием составить предложение.
— Я тоже решила лингвистическую задачу. (... Вод-о-сточ- н-ый. Водосточный желоб. Для длительной и эффективной эксплуатации любые водосточные желоба необходимо изредка прочищать.)
Б. Прием «Аукцион» (учащиеся должны рассказать о слове (на­пример, изредка) с точки зрения фонетики, морфемики, словообра­зования, морфологии, орфографии).
- Расскажите о слове изредка .
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока и его цели.
 II.   Операционно-познавательный этап

1.  Систематизация материала по теме «Правописание суф­фиксов имен прилагательных».
Выполнение упр. 316. Рассмотреть алгоритм «Суффиксы -к-, -ск- в именах прилагательных».
- Расскажите, в каких случаях пишется суффикс -к-, в ка­ких          ск-. Ответ обоснуйте примерами, подобранными из упраж­нения 317.
А. Лингвистический анализ языковых единиц различного уров­ня (упр. 318): (в) арестантскую, открыла.
1) (В) арестантскуюсущ.
Н. ф. — арестантская; нариц., неодуш., ж. р., адъект. скл., ед. ч., В. п.
Обстоятельство.
2)    От-кры-л{а}
Б. Чтение правила на с. 209.
- Образуйте имена прилагательные (по 3 примера) с суффик­сами -ов-, -оват-, -овит-, -ев-, -еват-, -евит-, -чив-, -лив-, -ив-, -ев-, -оньк-, -еньк- из упражнений 320, 321, 324.
2.                Систематизация материала по теме «Правописание суффиксов наречий».
- Прочитайте правило по учебнику (упражнение 346.1) и рас­пределите наречия из упражнения 346.2 в две колонки в зависимо­сти от суффикса.
-а-
-о-
Сызмала, досыта, издавна, сгоряча
Налево, начисто, задешево, за­долго, набело, наскоро, наглухо, засветло

   III.       Контрольно-коррекционный этап
               Диктант-перфограмма
Учитель диктует слова, учащиеся ставят плюс в нужном столбце на соответствующей строке. Каждый ученик сверя­ет свою получившуюся кривую с образцом и выставляет себе отметку.

1.     Глядеть искоса;
2.     отмыть дочиста;
3.     начать сначала;
4.     повернуться влево;
5.     переписать набело;
6.     решить заново;
7.     веский;
8.     французский;
9.     калмыцкий;
10.   коричневатый;
11. замшевый;
12. щавельный;
13. глянцевитый;
14. речевой;
15. реснитчатый;
16. бязевый;
17.  вкрадчивый;
18.  обидчивый;
19. увертливый;
20. ступенчатый.


1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
а / чат
+
+
+











+




+



+
+
+














-к-






+

+











-ск-







+












-ев-/ -евит-









+
+
+
+
+

+




-ив- / -лив- / -чив
















+
+
+


     IV.     Рефлексивно-оценочный этап

— Итоги урока мы подведем с помощью приема «На ошибках учатся».
- Каждый из вас, наверное, сделал ошибки, которые помогают нам чему-то научиться. 
- Можете ли вы вспомнить сейчас какую- либо допущенную ошибку? 
- К какому выводу вы пришли, что нужно запомнить или повторить еще?
V.          Домашнее задание (на выбор)

§ 41, 45, упр. 323, 347.

Комментариев нет:

Отправить комментарий