русский язык 10 класс.
Цели урока: актуализация, расширение и
закрепление знаний учащихся о правописании суффиксов имен прилагательных и
наречий;
совершенствование правописных умений и навыков учащихся;
развитие
умений анализировать и систематизировать полученные знания.
Оборудование: учебник , карточки, лингвистическая задача.
Этапы
урока
I. Ориентировочно-мотивационный этап
1.
Проверка домашнего задания.
А.
Работа в парах. Лингвистическая задача «Собери причастие».
1.
В данном предложении найти зависимое слово в именном
словосочетании «прилаг. + сущ.» и взять корень: Водяной дедушка — хозяин вод.
2.
В данном предложении найти зависимое слово в именном
словосочетании «прилаг. + сущ.» и взять корень: Из сточных озер вытекают
реки.
3.
От существительного лесозаготовка взять соединительную морфему.
4.
Из словосочетания умный человек выделить в зависимом слове суффикс.
5.
Добавить окончание прилагательного: Твой день — болезненный и страстный, твой сон — пророчески-неясный (Ф. Тютчев).
6.
Составить с полученным словом словосочетание.
7.
С данным словосочетанием составить предложение.
— Я тоже решила
лингвистическую задачу. (... Вод-о-сточ- н-ый. Водосточный желоб. Для длительной и эффективной эксплуатации любые водосточные желоба
необходимо изредка прочищать.)
Б.
Прием «Аукцион» (учащиеся должны рассказать о слове (например, изредка) с
точки зрения фонетики, морфемики, словообразования, морфологии, орфографии).
- Расскажите о слове изредка
.
- Сформулируйте тему
сегодняшнего урока и его цели.
II. Операционно-познавательный этап
1. Систематизация материала по
теме «Правописание суффиксов имен прилагательных».
Выполнение
упр. 316. Рассмотреть алгоритм «Суффиксы -к-, -ск- в именах прилагательных».
- Расскажите, в каких случаях пишется
суффикс -к-, в каких ск-. Ответ
обоснуйте примерами, подобранными из упражнения 317.
А.
Лингвистический анализ языковых единиц различного уровня (упр. 318): (в)
арестантскую, открыла.
1) (В) арестантскую — сущ.
Н. ф. — арестантская;
нариц., неодуш., ж. р., адъект. скл., ед. ч., В. п.
Обстоятельство.
2)
От-кры-л{а}
Б.
Чтение правила на с. 209.
-
Образуйте имена прилагательные (по 3 примера) с суффиксами -ов-, -оват-,
-овит-, -ев-, -еват-, -евит-, -чив-, -лив-, -ив-, -ев-, -оньк-, -еньк- из
упражнений 320, 321, 324.
2.
Систематизация материала по теме «Правописание суффиксов наречий».
- Прочитайте правило по учебнику (упражнение 346.1) и распределите
наречия из упражнения 346.2 в две колонки в зависимости от суффикса.
-а-
|
-о-
|
Сызмала, досыта, издавна, сгоряча
|
Налево, начисто,
задешево, задолго, набело, наскоро, наглухо, засветло
|
III. Контрольно-коррекционный этап
Диктант-перфограмма
Учитель
диктует слова, учащиеся ставят плюс в нужном столбце на соответствующей строке.
Каждый ученик сверяет свою получившуюся кривую с образцом и выставляет себе
отметку.
1.
Глядеть искоса;
2.
отмыть дочиста;
3.
начать сначала;
4.
повернуться влево;
5.
переписать набело;
6.
решить заново;
7.
веский;
8.
французский;
9.
калмыцкий;
10. коричневатый;
11. замшевый;
12. щавельный;
13. глянцевитый;
14. речевой;
15. реснитчатый;
16. бязевый;
17. вкрадчивый;
18. обидчивый;
19. увертливый;
20. ступенчатый.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
|
а / чат
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|||||||||||||||
-О
|
+
|
+
|
+
|
|||||||||||||||||
-к-
|
+
|
+
|
||||||||||||||||||
-ск-
|
+
|
|||||||||||||||||||
-ев-/ -евит-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
||||||||||||||
-ив- / -лив- / -чив
|
+
|
+
|
+
|
IV. Рефлексивно-оценочный этап
—
Итоги урока мы подведем с помощью приема «На ошибках учатся».
- Каждый из вас, наверное,
сделал ошибки, которые помогают нам чему-то научиться.
- Можете ли вы вспомнить
сейчас какую- либо допущенную ошибку?
- К какому выводу вы пришли, что нужно
запомнить или повторить еще?
V. Домашнее задание (на выбор)
§ 41, 45, упр. 323, 347.
Комментариев нет:
Отправить комментарий